Организация УВП
Воздвиженская средняя школа
Школьные будни: день за днём.
Учитель и ученики: только вместе, только вперёд.
12 февраля 2009 года в школе прошел районный семинар по теме ?Работа методического объединения учителей начальных классов над методической темой?
Предлагаем Вашему вниманию материалы семинара
1.Доклад Плотниковой О.В.
Из опыта работы МО учителей начальных классов над методической темой ?Рост профессионального мастерства педагогов как условие создания конкурентоспособной школы?
?Учительская профессия- это профессия дальнего действия?
Р. Рождественский
Школа в сельской местности остается образовательным и воспитательным центром. Даже на сегодняшний день она не утратила своего статуса. Не секрет, что по многим объективным и субъективным причинам остается разрыв между сельским и городским учеником. Подобная ситуация недопустима. Перемены в обществе, в образовании - внедрение комплексного проекта модернизации образования, реализация его главного направления СОКО (система оценки качества образования), сохранение статуса школы ставят сельского учителя в условия борьбы самим с собой, с той системой преподавания, которая сложилась в школе. Обществу необходим грамотный, воспитанный, развитый ученик, школе - профессионал, мастер своего дела.
У каждого из наших педагогов разный уровень профессиональной и методической подготовки, разные способности, характер, но цель одна (о ней было сказано выше).
Добиться цели можно, реализуя принцип трех ?Д?- думать, действовать, достигать. Хорошо организованная методическая служба в рамках ШМО помогает раскрытию и реализации индивидуального стиля работы каждого педагога, формированию его педагогического почерка, самобытности и в целом, определяет ?лицо? школы.
В состав ШМО входят 4 учителя начальных классов, учителя физической культуры и английского языка, воспитатель ГПД.
Высшее образование имеют 4 учителя, три учителя 1 квалификационной категории. Средний стаж работы -23 года.
Практика показала, что конечный результат работы любого ШМО зависит от слаженной работы каждого, от умения анализировать свою деятельность, определять проблемы, находить пути их решения. Планирование работы ШМО идет от анализа результатов собственной деятельности педагогов, итогов учебно- воспитательного процесса каждого класса и школы в целом с обязательным соотнесением с методической темой школы и ШМО - ?Рост профессионального мастерства педагогов как условие создания конкурентоспособной школы?
Выбор методической темы не случаен, он отвечает Программе развития школы - ?Развитие личности учителя и учащихся в условиях сельской школы?.
Реализация методической темы осуществляется по разным направлениям деятельности ШМО:
- организационно- педагогическая деятельность;
- учебно- методическая работа;
- информационно- методическое обеспечение;
- контрольно- оценочная деятельность.
Особое внимание уделяется методическому обеспечению повышения квалификации учителей и развитию их педагогического мастерства.
Креативный человек всегда в поиске.
Формы повышения педагогического мастерства нашего учителя разнообразны: самообразовательная работа педагогов, участие в работе педсоветов, семинарах, прохождение курсов повышения квалификации, развитие информационной грамотности, оказание методической поддержки учителю, имеющему длительный перерыв в работе.
Повышение квалификации - обязательный непрерывный процесс для всех членов ШМО и начинается с того момента, когда учитель осознает его необходимость. Следует отметить, что любое посещенное районное мероприятие не остается незамеченным учителями, вносит новую позитивную струю в их деятельность. На сегодняшний день особый акцент сделан на изучение методик преподавания предметов, новых образовательных технологий и их внедрение в практику работы. Учителями опробован и используется проектный метод в урочной и внеурочной деятельности (?Герб моей семьи?, ?Герб моего класса?, ?Телеканал Старика- Годовика?, ?Инопланетяне в селе?, ?Красная книга? лесного бора и др.)
Внутрикорпоративное повышение квалификации - повышение квалификации на базе школы. Это главным образом, участие учителей в школьных семинарах и практикумах, таких, как ?Моя рабочая программа?, ?Начинающий пользователь ПК?, ?Обучение разным видам анализа? и другие.
Традиционным стало взаимопосещение уроков. Кто, как не коллега, откроет новое в старом, а если необходимо, поможет, подскажет. Данные уроки проводятся ежегодно и являются педагогическими мастерскими по обмену опытом.
Проведение всех педсоветов в традиционной форме ? уровень вчерашнего дня.
В школьных мероприятиях мы участвуем как единый творческий коллектив, показывая образцы выполнения домашнего задания. Такая подготовка позволяет раскрыть талант каждого учителя, самореализовать себя как личность, объединяет педагогов в работе над общей проблемой.
Отчеты учителей по самообразованию находят отражение не только работе педсоветов, семинарах, в урочной деятельности, но и в ?Индивидуальной методической папке учителя?, которую мы ведем не первый год. При этом особое внимание уделяем анализу собственной деятельности педагога. Содержание папки пополняется в течение года, учитель видит результат своей работы, определяет проблемы, ищет пути их решения.
Планируя работу на год, основной акцент делаем на реализацию методической темы ШМО в межсекционный период. Стараемся охватить разные направления работы, в том числе работу по информационно-методическому обеспечению. В данном учебном году работаем над содержанием рабочих программ, участвуем в школьном практикуме ?Начинающий пользователь ПК?, посещаем курсы по ИКТ на базе района.
Итогом самообразовательной работы учителя является проведение уроков и внеклассных мероприятий в нестандартной форме (путешествие, проект, игра, соревнование и др.).
Успехи в работе есть:
- повысилось качество образовательных услуг, что следует из административного анализа;
- обеспечивается достаточная однородность результатов обученности, соответствующая базовому уровню типовых программ;
- уменьшается время адаптационного периода учащихся при переходе их в 5 класс;
- сохраняется контингент учащихся;
- осуществляется развитие учащихся через систему дополнительного образования (все учащиеся начальных классов вовлечены в работу кружков, часть школьников - в работу спортивной секции);
- многие учащиеся начальной школы реализуют свои способности в экологическом, художественно- эстетическом, техническом направлениях.
Ни одно районное мероприятие не обходится без участия наших младших школьников и их учителей. Есть и победы- дипломы и грамоты за участие в конкурсах, соревнованиях.
Школа постепенно обновляется, пополняется новым содержанием.
Совместная работа ?учитель- ученик? дает положительный результат. Педагоги открываются детям совсем с другой стороны: они узнают своего учителя не только как носителя знаний, но и как интересного человека, находящегося в постоянном поиске, зажигающего своим личным примером (спортивные соревнования ?Я и мои дети?, участие в коллективных творческих делах, экологических акциях и др.).
Но проблемы остаются:
- работа с одаренными учащимися;
- информатизация самого учебного процесса;
- преемственность ?ДОУ - школа? и другие.
Решение ряда проблем затягивается на год-два. Главное, чтобы учитель видел их и понимал, почему они возникают и как их решать. А это невозможно без осознания собственного роста.
2.Конспект урока английского языка по теме ?День рождения? в 3 классе.
Учитель: Левендеева Н.С.
Цели:
Оборудование: музыкальный центр, диски, плакаты, картинки, предметы,
костюмы.
Продолжительность урока: 45 минут
Дата проведения: 12 февраля 2009г.
конспект урока
Организационный момент
Сказка ?Fly?
Don?t be late!
Eat all you like.
But don?t eat the plate!
Фонетическая зарядка
1.Снятие смысловой сложности.
2. Снятие фонетической сложности:
А). Чтение хором.
Б). Чтение индивидуально.
Повторение лексики по теме.
Let?s buy toys as presents. You know many toys. Let? remember them.
I?ve got a PARTY HAT! Что вы знаете об этом предмете? Что это?
Зарядка.
Обучение говорению по теме.
- Hello!
- Hello, please come in/
- Happy birthday to you!
- Thank you!
- The______ is for you.
- Thank you!
-Демонстрация фруктов, аудирование и повторение слов.
- T>Class. What fruit do you like?
4. Давайте споем песенку про наши любимые фрукты.
5. Раздать текст. Аудирование. Пение.
Mangoes
Peaches
Apples on a tree
He loves papayas.
So does she.
Kivi
Lemons
Strawberry pie
They love oranges.
So do I.
I like pears
And plum cake, too.
But I love papayas.
So will you.
Что мы ему можем предложить? (cake, tea, coffee, chocolate, pizza, chips, pop-corn, sweets).
- Thank you! P>P P
3.План работы над методической темой ШМО учителей начальных классов
Тема ? Рост профессионального мастерства педагогов как условие создания конкурентоспособной школы?
? п/п | Содержание работы | Сроки |
Формы | Ответственные |
Организационно ? педагогическая деятельность.
| ||||
1. | Утверждение методической темы ШМО на 2008 ? 2009 учебный год |
Август | Педсовет | Директор, заместители, рук. ШМО
|
2. | Участие в заседании методического совета по вопросу изучения материалов темы ? Рост профессионального мастерства педагогов как условие создания конкурентоспособной школы? |
1 раз в четверть | Подготовка методических материалов | Зам. директора по УВР, рук. ШМО
|
3. | Участие в работе педсовета ?Новые педагогические и образовательные технологии, их реализация в условиях школы?
| Ноябрь | Подготовка материалов, работа творческой группы | Рук. ШМО |
4. | Участие в работе педсовета ?Анализ итогов учебно- воспитательного процесса за первое полугодие, роль ШМО в реализации направления КПМО - СОКО?
| Январь | Подготовка материалов, работа творческой группы | Рук. ШМО, зам. директора по УВР |
5. |
Участие в работе круглого стола ? Развитие мотивов достижения успеха? (из опыта работы педагогов) | Апрель | Круглый стол | Администрация школы, руков. ШМО |
6. |
Методическое обеспечение повышения квалификации учителей и развитие педагогического творчества | В теч. года | Отчет по самообразованию, индивидуальная методическая папка учителя | Зам. директора по УВР, руков. ШМО |
Учебно ? методическая работа
| ||||
1. | Анкетирование учителей с целью сбора информации по овладению ими современными образовательными технологиями | Октябрь | Анкета | Зам. директора по УВР, рук. ШМО |
2. | Обучение учителей проведению самоанализа урока, составлению мониторинговых таблиц | В теч. года | Самоанализ, результат | Зам. директора по УВР |
3. |
? Хочу поделиться опытом? - отчеты учителей по самообразованию | В теч. года (по плану) | Сообщения, материалы уроков | Руков. ШМО |
4. |
Изучение опыта работы ШМО учителей начальных классов по реализации методической темы | Февраль | Папки | Руков. ШМО |
5. |
Изучение опыта работы учителя Симоненковой Л.А. по проведению уроков изобразительного искусства с личностно ориентированной направленностью | Январь | Открытые уроки | Зам. директора по УВР, руков. ШМО |
6. |
Участие в семинаре по теме ? Деятельность учителя ? путь к личности ученика? | Декабрь | Семинар | Рук. ШМО |
7. |
Участие в семинаре ? Моя рабочая программа? | Октябрь
| Семинар
| Руков ШМО |
Информационно ? методическое обеспечение
| ||||
1. | Обзор материалов по теме ? Новые образовательные технологии? | В теч. года |
Банк данных | Зам. директора по УВР, руков. ШМО |
2. | Выставка и обзор литературы | Январь | Выставка |
Руков. ШМО |
3. | Информирование учителей о новых направлениях в развитии общего, дополнительного образования, о содержании образовательных программ, рекомендациях, локальных актах | В теч. года | Зам. директора по УВР | |
4. | Разработка рабочих программ | Август-Сентябрь | Рабочие программы | Зам. директора по УВР, рук. ШМО |
5. |
Практикум ? Начинающий пользователь ПК?
| В течение года | Учитель информатики, рук. ШМО | |
Контрольно ? оценочная деятельность
| ||||
1. | Взаимопосещение уроков | В теч. года | Рук. ШМО | |
2. |
Анализ деятельности учителя как средство повышения качества педагогического мастерства | Октябрь - апрель | Посещение уроков, совещание при директоре, заседание методсовета | Администрация, рук. ШМО |
3. |
Включение педагогов в реализацию основных направлений СОКО | Октябрь - апрель | Посещение уроков, совещание при директоре, заседание методсовета | Администрация, рук. ШМО |
4. |
Проведение контрольных работ, тестов, мониторинга качества знаний, срезов с целью выявления уровня освоения учащимися базовых знаний по предмету | Октябрь - апрель | Контрольный урок | Зам.директора по УВР, руков. ШМО |
4.?ВСЕХ ПРИЮТИЛА НАША ПЛАНЕТА, ТОЛЬКО ДЛЯ МУСОРА МЕСТА ЗДЕСЬ НЕТ?.
(ОТКРЫТЫЙ УРОК ДЛЯ 1 КЛАССА ?ОКРУЖАЮЩИЙ МИР?)
ЦЕЛЬ: Сформировать у детей представление об источниках и способах утилизации бытового мусора;
Убедить их в необходимости соблюдения чистоты в доме, селе, природном окружении;
Обеспечить элементарный анализ учащимися экологической проблемы, опыт ориентации в экологически значимой ситуации;
Воспитание заботы об окружающей среде.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. У учителя- коробка из ? под шоколадных конфет, упаковки от использованных продуктов (бумажная, металлическая, стеклянная, пластмассовая), учебник, рабочая тетрадь, таблички ? Виды отходов?, куклы, глобус, мусорные мешки, совок, веник).
2. У учащихся: принесённые из дома упаковки от продуктов, стрелки из цветной бумаги, учебник, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА.
МУРАВЕЙ ВОПРОСНИК После уроков купил коробку шоколадных конфет. Ах, какие они были вкусные! Такие вкусные, что быстро ? исчезли?. А что же осталось?
УЧИТЕЛЬ ( ПОКАЗЫВАЕТ КОРОБКУ ИЗ ? ПОД КОНФЕТ) Да, к сожалению, в каждом доме каждый день появляется много мусора. Откуда же он берётся?
III. Решение проблемы (основное содержание урока)
1. Инсценированная сценка.
ПОЯВЛЯЕТСЯ СЭР МУСЭР.
СЭР МУСЭР Я ? Сэр Мусэр известный, я весел и богат,
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки в серебре,
Мои владенья велики ? в каждом доме и дворе.
Все кто мусор повсюду бросают,
Здоровья и радости мне доставляют.
( Появляется свита. Прохаживаются все вместе по классу, едят конфеты, пьют сок ? упаковки и обёртки бросают на пол.)
СЭР МУСЭР.
Пришли прислужники мои! Они со мной, они свои!
Как не любить своих ребят ? повсюду мусор, как я рад!
( ПОЯВЛЯЮТСЯ ЧИСТОТА, АККУРАТНОСТЬ И ПОРЯДОК. В РУКАХ У НИХ ВЕНИКИ, СОВКИ, МЕШКИ ДЛЯ МУСОРА.)
ЧИСТОТА, АККУРАТНОСТЬ, ПОРЯДОК ОСТАЮТСЯ И РАЗБИРАЮТ МУСОР, СЛОЖЕННЫЙ В МЕШОК.
ЧИСТОТА А мы мусор убираем, мы бумажки не бросаем!
АККУРАТНОСТЬ Двор аккуратно уберём и чисто ? чисто подметём
ПОРЯДОК Нам по душе чистота, у нас во дворе красота!
ЗАМЕЧАЮТ СЭРА МУСЭРА И ЕГО СВИТУ.
АККУРАТНОСТЬ Мы с чистотой, порядком дружим,
А мусор нам совсем не нужен.
ПОРЯДОК ( подступая к Сэру Мусэру)
Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну ?ка, Сэр Мусэр, держись-
Лучше с нами не борись.
ДЕТИ СНИМАЮТ С ОДЕЖДЫ СЭРА МУСЭРА ВСЕ ? УКРАШЕНИЯ? И СКЛАДЫВАЮТ МУСОР В МЕШОК.
СЭР МСЭР. ( в ужасе).
Ой, не трогайте меня!
Где же вы мои друзья?
Ни подмоги, ни поддержки-
Потерял свою одежду,
Потерял своё богатство-
Как мне быть, куда податься?
УБЕГАЕТ ВМЕСТЕ СО СВИТОЙ, ПРИГОВАРИВАЯ:
Ну, ничего отыщем приют,
Мусора много весь не уберут.
Есть ещё в нашем селе дворы,
Где дождёмся мы лучшей поры!
ЧИСТОТА Бумага - не мусор! Положим в мешок,
Пусть людям послужит она новый срок.
Из макулатуры получаются новые книги и тетради.
АККУРАТНОСТЬ Для яблочных огрызков
Местечко мы найдём-
Отходы пищевые
На огород снесём!
Яичная скорлупа, овощные очистки ? всё это перегниёт и превратится в хорошую, питательную почву.
ПОРЯДОК ( отобрав пластиковые стаканчики)
Мы вырастим в этих стаканчиках рассаду!
Игрушки для детского сделаем сада:
Матрёшку, лошадку, забавную хрюшку-
Отличные выйдут ребятам игрушки.
ЧИСТОТА В природе нет мусора, нет и отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.
ЧИСТОТА, ПОРЯДОК, АККУРАТНОСТЬ УХОДЯТ. ВЫХОДЯТ ДЕТИ, НЕСУТ БОЛЬШОЙ ГЛОБУС. ПОДНИМАЮТ ГЛОБУС ПОВЫШЕ И ПОВАРАЧИВАЮТ ЕГО.
1Д. Мы на планете вместе живём?
2М. Эта планета ? наш общий дом?
3Д. Быстрые реки и синее море?
4М. Лес и поляны, и дальние горы?
5Д. ДОМ ДЛЯ ЗАЙЧОНКА, дом для оленя?
6М. Дом для дельфина, кита и тюленя.
7М. Всех приютила наша планета.
Только для мусора места здесь нет!
Дом наш природный не погубите,
Сэра Мусэра в шею гоните!
В КЛАСС ВНОВЬ ВБЕГАЕТ СЭР МУСЭР, ПРОБЕГАЕТ ПОЗАДИ ЧТЕЦОВ, ЗА НИМ ГОНЯТСЯ ЧИСТОТА, ПОРЯДОК И АККУРАТНОСТЬ.
IY ФИЗКУЛЬТПАУЗА
УЧИТЕЛЬ. Где может появиться Сэр Мусэр?
( там, где грязно, где мусор)
А от чего появляется мусор? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим рисунки учебника.
2.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ ( С.62 - 63).
--- Откройте учебники и рассмотрите рисунок.
--- Что изображено на рисунке?
--- Какой мусор образуется после использования этих продуктов?
( пустые коробки, бутылки, упаковки)
МУРАВЕЙ ВОПРОСНИК. Надо же, я раньше и не задумывался, что от этих замечательных продуктов остаётся так много мусора. Куда же он девается?
ЗЛЮЧКА ? ГРЯЗЮЧКА: Я знаю. Многие люди бросают мусор куда попало. Посмотрите, как я радуюсь, когда это вижу.
( СТР. 62 ВНИЗУ)
(УЧЕНИК ЧИТАЕТ НА С. 62)
--- Посмотрите, ребята, Злючка- Грязючка совсем не любит конфеты, лучший подарок для неё ? это мусор. ? Какой прекрасный мусор!? - вскрикивает Злючка- Грязючка, когда видит его. А появиться он может везде: и в лесу, и в доме, и на улице.
МУДРАЯ ЧЕРЕПАХА. А знаете, ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет, консервные банки ? более 30 лет, стекло ? 1000 лет.
УЧИТЕЛЬ. Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: ? Защити меня!?
3. Практическая работа.
1. Работа в тетради. Стр. 26, задание ?1
--- Зачеркнём на рисунке 1 всё, чего здесь не должно быть.
Почему же они появляются в лесу, у реки, на полянах?
--- Что нужно делать, чтобы этого мусора не было?
--- Рассмотрите второй рисунок.
--- А на втором рисунке чего не должно быть?
--- Зачеркните эти предметы на рисунке.
--- Ребята, а куда же надо выбрасывать мусор?
--- Давайте, ребята, договоримся, что не будем делать подарки Злючке, бросать мусор где попало.
Y. Физкультминутка.
5. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. СТР. 63.
--- Из ? за того, что люди бросают мусор где попало, не убирают его за собой, около муравейника, где живёт наш Муравьишка Вопросник, однажды случилось вот что?
( Дети рассматривают верхний рисунок на стр. 63 и придумывают историю по данному сюжету).
--- Давайте ещё раз повторим, что не будем выбрасывать мусор где попало, не будем оставлять его в лесу, на речке, а будем выбрасывать его в урны, в мусорные вёдра, контейнеры.
--- А куда девается мусор из нашего жилища?
( Дети заранее получили задание ? Какой мусор выбрасывается?? Надо было заполнить таблицу ?Виды отходов?
--- Каких отходов набирается больше?
6. Работа по таблице.
7. Работа по учебнику стр. 63.
Дети рассматривают рисунок и стрелкой, заранее вырезанной из цветной бумаги, показывают путь мусора .
--- Куда лучше вывезти мусор?
( разрешая проблемную ситуацию, куда лучше везти мусор: на завод по переработке мусора, на свалку или на речку, ученики выбирают 1-й вариант ответа и перекладывают стрелку).
--- Почему надо отправить машину на завод по переработке мусора? ( из него сделают новые упаковки для продуктов)
ВО МНОГИХ СТРАНАХ ЖИТЕЛИ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЫБРОСИТЬ МУСОР, СОРТИРУЮТ ЕГО: МУСОР ИЗ РАЗНОГО МАТЕРИАЛА РАЗБИРАЮТ В РАЗНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ. ?ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ?, ?СТЕКЛО?, ?ПЛАСТМАССА? И ДР.
---А для чего они это делают? ( Чтобы облегчить его переработку на заводе)
--- Так начали делать и у нас в стране в некоторых городах. Давайте и мы рассортируем свои упаковки.
( Учащиеся под музыку сортируют упаковки из ? под продуктов.)
Затем учащимся предлагается рассмотреть рисунок в нижней части стр. 63 и обсудить его.
--- Что хотят сделать наши друзья? (Поставить знак около мусора)
--- Что обозначает этот знак? (не бросать мусор, где попало, соблюдать всюду чистоту).
--- Что ты можешь предложить, чтобы отходов стало меньше? (для рассады, в металлических баночках из ? под чая можно хранить пуговицы, различную мелочёвку).
--- Чтобы сохранить наш дом чистым и красивым, необходимо правильно распоряжаться тем, что становится ненужным. Вот таким ненужным вещам вы вместе с родителями нашли применение. (ВЫХОД ЛЕСОВИЧКА С ПОДЕЛКАМИ,)
YI. Итоги урока.
---Ребята, что надо делать людям, чтобы Злючка ? Грязючка и Сэр Мусэр никогда не появлялись на Земле?
--- Как сделать так, чтобы мусора было меньше?
ПАМЯТКА ДЛЯ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ,
1. Не бери лишних пакетов и целлофановых кульков в магазине, если собираешься их сразу выбросить.
2. Пиши на обеих сторонах листа бумаги, используй больше материалов из переработанной макулатуры.
3. Старайся покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на переработку.
4. Избегай покупать товары с большим количеством упаковок и обёрток.
5. Не покупай больше, чем может понадобиться.
6. Одежду, которую ты уже не носишь, отдай нуждающимся.
7. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому ? то понадобиться.
5.Сказочный мир Дымкова
Тема: Сказочный мир Дымкова. Беседа на тему ?Русское народное творчество в декоративно ? прикладном искусстве?.
Цели: Продолжить знакомство с произведениями народных мастеров Дымкова, Ознакомить детей с древними символами в народном искусстве, овладение навыками росписи дымковских игрушек в соответствии с особенностями росписи. Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, интерес к народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за свой народ, его мастерство и трудолюбие, Желание ценить и уважать традиции и труд взрослых людей.
Оборудование: Образцы народных глиняных игрушек, иллюстрации дымковских игрушек, таблицы с элементами росписи, готовые шаблоны игрушек для последующей росписи, таблица ? Солярные знаки?, карты- инструкции по особенностям дымковской росписи, имитация полочек на доске.
У детей: Гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, тряпочки, ватные палочки, альбомный лист .
Ход урока:
___ Сегодня на уроке нам понадобятся яркие гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, тряпочки, ватные палочки. альбомный лист. Проверьте , все ли готовы к уроку.
3 .Постановка темы и целей урока.
___ Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в сказочный мир Дымковской игрушки. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе то , о чём я прочту в своём стихотворении:
Красная за окнами рябина,
Паровозный движется дымок .
На столе ещё сырая глина
Тёплый, не оформленный комок.
Сгорбленная старая старушка
На скамейке низенькой сидит.
Вятскую весёлую игрушку
Лепит? лепит?
Нет, не лепит, а творит.
__Открывайте глаза. Мы перенеслись на высокий берег реки Вятки, в город Киров, где с давних времён расположено предприятие по производству глиняной игрушки.
4.Беседа о возникновении дымковской игрушки.
___Кто из вас помнит, где был основан этот промысел?
___
__А почему эту удивительную деревню так назвали?
__
__ Деревня Дымково была основана около пятисот лет назад, при Иване 3 , великом Московском князе. Жители её занимались рыболовством и делали игрушки из глины. Их лепили и раскрашивали только женщины и дети. Этим занимались всю долгую зиму, весной продавали на ярмарке. Сначала это были свистульки, небольшие уточки-крылатки, барышни, лошадки, а потом изделия становились всё интереснее и разнообразнее. Рассмотрите их на доске. Мы видим не только отдельные игрушки, но и целые композиции.
Игрушка , как и человек, проходит в жизни несколько испытаний. Самое первое испытание- это рождение. Как вы думаете, кто помогает родиться игрушке?
___
___Как мы можем назвать этого человека?
___
___ Того , кто душу вкладывает в труд,
Кто делу отдаётся с пылом страсти
В народе уважительно зовут
Старинным и прекрасным словом- мастер.
Итак, в руках мастера родилась игрушка. Её так же , как и человека ждёт следующее испытание ? она должна окрепнуть, закалиться. Как это происходит?
__
___ Наша игрушка родилась в руках мастера, прошла обжиг, закалилась и теперь, как любой человек, хочет стать красивой, привлекать к себе внимание других людей. Что нужно сделать, чтобы она стала яркой, нарядной, её захотели бы купить многие люди?
___
___Сейчас мы с вами будем готовиться расписывать дымковские игрушки. Вот они стоят перед вами на полочках на доске. Что вы можете о них сказать?
___
___ Правильно, игрушки белые, одинаковые. Но после того, как вы поработаете над их росписью, я думаю, что они будут совсем не похожи друг на друга. Ребята, рассмотрите ещё раз иллюстрации и скажите, какие основные элементы присутствуют в дымковской росписи?
_____
_____Издавна мастера, расписывая игрушку, придавали особый смысл каждому элементу. Давайте попробуем его разгадать. Как вы думаете, что символизируют круги и окружности на народных игрушках?
___
___Сейчас мы потренируемся рисовать круги. Делать это будем кончиком кисти, начиная с точки .
(Учитель демонстрирует на доске, дети пробуют в альбомах)
___Также кончиком кисти можно нарисовать и окружности.
А что символизируют точки?
___
___Точки мы будем рисовать с помощью ватных палочек. Попробуем.
А кто догадался, что символизируют волнистые линии?
___
___Волнистые линии тоже удобно рисовать ватной палочкой .Попробуем это сделать.
____Прямоугольники, ромбы и прямые линии являются символом вспаханной земли. Прямые линии рисуем ватной палочкой , а ромбы и прямоугольники кистью .Сначала контур, а потом мы его закрашиваем. Каждая игрушка была своего рода молитвой к древним богам о хорошем урожае, о солнечных днях, о дожде. Это было важно для наших предков ? крестьян. А какие цвета используют в своей росписи дымковские мастерицы?
__
__ И мы сегодня будем использовать эти цвета для росписи игрушек .Сейчас пусть каждый выберет себе игрушку по душе, ту, которую вам хочется расписать.
( Дети снимают с доски понравившуюся игрушку и садятся на место.)
5. Ознакомление с особенностями дымковской росписи.
__ Но прежде чем вы приступите к росписи игрушки, я вам расскажу об особенностях дымковской росписи. Тем, кто выбрал для росписи птиц, необходимо помнить, что :
У четвероногих:
1. Хвосты, носы и копыта ? чёрные;
2.Уши чёрные или красные;
3.Рога ? чёрные или жёлтые.
( Дети получают инструкционную карту по росписи той игрушки, которую они выбрали.)
__ А сейчас, дорогие мои маленькие мастера, приступайте к росписи дымковской игрушки. Желаю , чтобы ваша игрушка стала самой красивой и праздничной. ( Звучит народная музыка, дети работают, используя инструкционные карты. Учитель работает индивидуально с теми, кому необходима помощь). ___Но, оказывается у настоящих дымковских мастеров работа на этом не заканчивается. Ещё нужно ? сажать? золото. Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и ? сажает? его на нужное место: барышням ? на кокошники или шляпы, петушкам ? на гребешки. Вот и засветились игрушки, стали ещё ярче. Откуда пошёл такой обычай расскажет нам ( подготовленный заранее ученик) __ Император сделал заказ на дымковские игрушки. Мастерицы его выполнили, но в то время в русской казне не было денег.
И тогда царь расплатился сусальным золотом Это очень тонкие золотые пластинки, которыми украшали иконы, купола церквей и буквы в рукописных книгах.( Учитель демонстрирует иллюстрации с предметами, украшенными сусальным золотом.) Мастерицы долго думали, что с ним делать и решили украсить им самое дорогое- свои игрушки. С тех пор на всех дымковских игрушках настоящее сусальное золото.
__У кого работа уже готова, игрушка подсохла я предлагаю прикрепить её к нашим полкам, чтобы мы все могли полюбоваться результатом нашей работы. Ребята, а как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы вашу игрушку на ярмарке обязательно купили?
__
__ Сейчас наши ребята тоже расскажут о своих игрушках .
1 ученик. Барашек- свисток,
Левый рог- завиток,
Правый рог ? завиток,
На груди- цветок.
2 ученик.
Утка Марфутка
Бережком идёт,
Уточек Марфуточек
Купаться ведёт.
3 ученик.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
4 ученик.
Индя ? индя ? индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой ?
Красный, белый, золотой.
10. Анализ детских работ.
__Давайте проанализируем наши работы. Какие элементы дымковской росписи вы использовали в своих работах?
__
__ Нет ли в работах лишних элементов, которые не используются в Дымке?
__ ( если есть, то найти)
__ Какие работы понравились вам больше других и почему?
___
11. Оценки за урок.
12. Итог урока.
Наше путешествие в сказочный мир Дымкова подходит к концу. Но мы с вами ещё не раз встретимся с удивительными игрушками, которые могут рассказать нам так много интересного. Так чем же знаменито Дымково?
( Несколько подготовленных учеников читают стихотворение.)
____Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что- то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично ?
Ликующе и празднично.
В ней молодость ? изюминка,
В ней удаль и размах?
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб было всем не сумрачно!
И злость и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
___ Урок окончен.